Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г.Батайск
6+
Версия для слабовидящих
Год семьи

Методические рекомендации

и информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников.

 

Информационно-развлекательный портал Персональныеданные.дети

На портале Персональныеданные.дети Вы найдете различные материалы, которые были разработаны специалистами Роскомнадзора, не только для педагогов и родителей, которые хотят помочь детям понять важность конфиденциальности личной жизни при использовании цифровых технологий, но также для молодых людей, которые с легкостью и энтузиазмом используют среду Интернет.

Портал помогает детям понимать последствия, которые информационные технологии могут оказать на личную жизнь, и предоставить Вам инструменты и информацию, необходимые для принятия решений в вопросах виртуальной жизни.

На портале Вы можете найти игры, тестовые задания, конкурсы, а также видеоролик о защите детских персональных данных.

Видео-материалы о необходимости бережного отношения к персональным данным Вы можете найти на Портале персональных данных Роскомнадзора в разделе «Мультимедиа» (http://pd.rkn.gov.ru/ multimedia).

Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение детей правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность. Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п. Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети. Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

· ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;

· лучше работать за компьютером в первой половине дня;

· комната должна быть хорошо освещена;

· при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;

· расстояние от глаз до монитора – 60 см;

· периодически делать зарядку для глаз.

 

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет. В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиабезопасности»); знакомить родителей с современными программно-техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних. В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанной специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ (http://detionline.com  – главная страница) Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс «Разбираем Интернет» (www.razbiraeminternet.ru ). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт. Содержательная часть и объем учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся. Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher . Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан учебно-методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и учащимися. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/children_health_and_care_in_it.pdf  Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы для проведения педсоветов в образовательных организациях по вопросам безопасности детей в сети Интернет. В письме Министерства образования и науки РФ от 25.12.13 № НТ- 1338/08 об учебной программе «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» предлагаются модели уроков по вышеуказанной теме, даются рекомендации для учёта возрастных особенностей учащихся        При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет - игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru ), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете. Результатами мероприятий по безопасному использованию Интернета могут стать как бумажные, так и электронные ресурсы, созданные учащимися: рисунки, сочинения (рассказы, сказки, стихи), буклеты, презентации. Интересной формой представления результатов могут стать театрализованные выступления и видеофильмы учащихся. Эффективной мерой является установка на компьютер программного обеспечения с функциями «родительского контроля». Родителям можно порекомендовать установить на домашнем компьютере бесплатную программу «Интернет Цензор www.icensor.ru.  В настоящее время в образовательных организациях г. Батайска насчитывается тысячи компьютеров, большинство из которых используется в образовательном процессе. Образовательными организациями заключены договоры с операторами связи на подключение к сети Интернет с обязательными условиями обеспечения провайдерами ограничения доступа в организации к следующей информации: - запрещенной в России по решению суда или уполномоченного органа, а также сайтам, внесенным в Федеральный список экстремистских материалов; - запрещенной к распространению среди детей; - не соответствующей задачам образования и возрастной категории учащегося, осуществляющего доступ в Интернет. Выполнение данных условий осуществляется с помощью единой системы контентной фильтрации доступа к сети Интернет. Доступ обучающихся к Интернет в компьютерных классах образовательных организаций предоставляется согласно расписанию занятий и только к ресурсам, имеющим прямое отношение к образовательному процессу. В целях соблюдения правил доступа участников образовательного процесса к сети Интернет руководителем образовательной организации приказом назначается ответственный за организацию работы и ограничение доступа. Вопросы обеспечения соблюдения законодательства РФ при использовании обучающимися информационных ресурсов Интернет находятся на постоянном контроле руководителей образовательных организаций. В соответствии с решениями парламентских слушаний 14 марта 2014 года на тему «Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» во всех школах Российской Федерации в октябре 2018 года проведен Единый урок по безопасности в сети Интернет. Вся необходимая информация, рекомендуемая Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества для использования при подготовке проведения Урока, размещена на портале «Единый урок» (https://единыйурок.рф ) в разделе «Единый урок по безопасности в сети Интернет». Во II полугодии 2017/2018 учебного года в рамках проекта «Безопасность жизни детей» для родителей (законных представителей) учащихся проведены лекции по обеспечению защиты детей в различных сферах жизни, в т.ч. в интернет- пространстве. Прилагаются для изучения следующие нормативные документы: Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» Письмо Минобразования РФ от 13.08.2002 № 01-51-088ин «Об организации и использования информационных и коммуникационных ресурсов общеобразовательных учреждений»

Интернет-ресурсы для педагогических работников:

· http://www.fid.su/projects/deti-v-internete  сайт Фонда Развития Интернет.

·  http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html  презентации о безопасном Интернете.

· http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx  сайт Центра безопасности Майкрософт.

·   Урок в 9–10 классах. Профилактика интернет-зависимости «Будущее начинается сегодня» http://festival.1september.ru/articles/612789/  Материал разработан для учащихся 9-11 классов, но может модифицироваться и для учащихся среднего звена школы.

· Материалы (буклет, презентация и текст) для бесед профилактике игровой и интернетзависимости у детей и подростков на сайте Министерства образования и науки: http://mon.tatarstan.ru/prof_internet_zavisimosti.htm  

· http://www.nachalka.com/node/950  Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»

· http://i-deti.org/  портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы

· http://сетевичок.рф/  сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности

· http://www.igra-internet.ru/  — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»

· http://www.safe-internet.ru/  — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам

Алгоритм действий для педагогов по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет